МБУ "Межпоселенческая библиотека Красноборского района"

МБУ "Межпоселенческая библиотека Красноборского района"

Режим работы:
пн-пт 10:00 - 18:00
Выходной день – сб, вс

Литературная карта


Герб Красноборского района
Карта Красноборского района

Красноборский муниципальный район расположен на юго-востоке Архангельской области. Он образован в апреле 1924 года при районировании Северо-Двинской губернии.

Граничит на юге с Котласским, на западе с Устьянским, на севере с Верхнетоемским, на востоке с Ленским районами, на северо-востоке с Удорским районом республики Коми. Территория района - 94,74 кв.км.

В состав Красноборского муниципального района входят 7 муниципальных образований – сельские поселения: Алексеевское, Белослудское, Верхнеуфтюгское, Куликовское, Пермогорское, Телеговское, Черевковское.

Административный центр - старинное село Красноборск, которое находится на высоком левом берегу реки Северная Двина. Улицы села Гагарина (ранее Спасская) и Набережная сохранили гражданскую архитектуру купеческо-мещанского города конца XIX – начала ХХ веков: двухэтажные каменные дома купцов Тулубенских и Воронина, устюжских купцов Дербеневых, полукаменные дома купцов Степанова и Кашина и деревянные постройки. Украшает село - Набережная, с ее березовой и сосновой аллеями. В Красноборске находится постоянно действующая Свято-Троицкая церковь (1812 года). В храме сохранилась оригинальная роспись стен и потолков, выполненная в 1914 году.

Первые упоминания о Красноборской земле относятся к периоду колонизации Заволочья славянами с Ладоги и Новгорода, кривичами и вятичами из Ростова и Суздаля, занимавшимися земледелием и бортничеством. Богатые леса и реки неосвоенного пространства, заселенного с древних времён финно-угорскими и пермскими племенами, манили русских первопроходцев.

История же красноборских деревень начинается в XII—XV вв. со времен заселения местности славянами. С этого же периода идет и интенсивное заселение Красноборья. Развивается сельское хозяйство, промыслы, ремёсла и торговля, которой занимались жители волостей, проникая за Уральские горы, в Сибирь, обменивая производимые товары.

До славянской колонизации территорию Верхнего Подвинья, место расположения Красноборского района, населяли угро-финские племена, в том числе и предки народа коми-перми. Колонизация местности славянами завершилась в XIV-XV вв.

К началу XVII в. волости, находившиеся на территории нынешнего Красноборского района, занимали центральное место в составе Двинской трети Устюжского уезда, были плотно заселены и наиболее развиты в экономическом отношении. Население составляли в основном черносошные (государственные) крестьяне.

В 1620-х годах в центре волостей Верхнего Подвинья, на тракте Москва-Великий Устюг-Холмогоры, на высоком левом берегу реки Северной Двины среди красивого соснового бора возник погост, а затем слобода Красный Бор, быстро превратившаяся в крупное торговое поселение. Красноборские ярмарки с XVII в. играли заметную роль в торговле Подвинья, их торговый оборот был неизменно высоким на протяжении двух с половиной столетий.

В 1780 году был образован Красноборский уезд, а торговое селение Красный Бор переименовано в уездный город Красноборск.

В 1796 году уезд был ликвидирован, а Красноборск - стал заштатным торговым городом.

В течение веков формировалась самобытная народная культура Красноборской земли. В XVII-XIX вв. ее "древодельцы" создали блестящие образцы гражданского деревянного зодчества - жилые дома, хозяйственные постройки. Но высот совершенства архитектурного образа они достигли в строительстве культовых сооружений. До сих пор радуют людей своей красотой, совершенством форм и приемами обработки древесины уникальные памятники деревянной архитектуры: Цивозерская колокольня (XVII в.), Георгиевская церковь в Пермогорье (XVII в.), шатровый храм Дмитрия Солунского в Верхней Уфтюге (XVII в.), Никольская церковь в Шеломени (XVII в.).

На Красноборской земле издавна бытовали известные миру три вида художественной росписи: пермогорская, уфтюжская и ракульская. Пермогорская и ракульская роспись широко представлены в крупных музейных собраниях России, опубликованы в многочисленных работах по народному искусству. Было развито плетение из бересты и соснового корня, резьба по дереву, выделка гарусных кушаков, золотное шитьё и многое другое.

Традиции старых мастеров народных промыслов сохраняются и сегодня. В селе Верхняя Уфтюга функционирует Дом ремёсел. В учреждениях культуры района созданы центры по обучению ткачеству, плетению из лозы, бересты и соснового корня, росписи по дереву и бересте, лоскутному шитью, гончарному делу.

В течение столетий формировалось своеобразное богатое песенно-танцевальное и обрядовое искусство. Сохраняет традиции и его пропагандирует Красноборский народный фольклорный хор (руководитель Вишнякова М.С., заслуженный работник культуры РФ.), любительский народный хор (руководитель Власова Л.В.), танцевальные коллективы культурных центров района.

Красноборская земля взрастила для России талантливых учёных, краеведов, исследователей и общественных деятелей.

Близ Красноборска в деревне Завотежица родился Самсон Ксенофонтович Суханов (1768-1840-е гг.), русский каменотес, выполнявший в камне сооружения и скульптуры в Петербурге по проектам и моделям выдающихся архитекторов и скульпторов. Важнейшие из них: Стрелка Васильевского острова, здание Фондовой биржи, в том числе скульптурные группы на ее фронтонах, каменные работы, колонны и скульптуры Горного института, скульптуры на башне Адмиралтейства, колонны Исаакиевского и Казанского соборов и многое другое. На родине о мастере напоминает Евдско-Вознесенская каменная церковь (1829 г.), возведенная на его средства. В настоящее время, к сожалению, мы видим только руины храмового ансамбля.В деревне Завотежица, в честь 240-летия со дня рождения Самсона Суханова, поставлен памятный знак.

Красноборск - родина Александра Алексеевича Борисова (1866-1934 гг.), выдающегося русского художника-пейзажиста, ученика мастеров пейзажа И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. А.Борисов открыл новую тему в живописи. Он известен как основоположник художественного освоения Арктики и мастер северодвинских зимних пейзажей. Творчество А.А. Борисова в начале ХХ в. было широко представлено в России, странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки. Оно не имело аналогов, как в русском, так и в европейском искусстве и являет собой национальное достояние. Художественные произведения А.А. Борисова находятся более чем в 30 центральных и региональных музеях России и стран СНГ, а также в зарубежных музеях и частных собраниях. Коллекция картин А. А. Борисова имеется и в Красноборске.

А.А. Борисов - исследователь Севера, автор проектов ряда железных дорог на Европейском Севере и в Сибири.

В 2002 году в доме художника в д. Городищенская Красноборского района создан Музейно-культурный центр "Дом-усадьба художника А.А. Борисова" - филиал Государственного Музейного Объединения "Художественная культура Русского Севера". Здесь были написаны картины «Зима на Северной Двине», произведения соловецкого и полярного циклов, осуществлялась работа над проектами транспортно-экономического освоения Севера. В центре работают творческие студии по возрождению традиционных художественных ремёсел, музейные экспозиции, выставочные залы.

Недалеко от своей усадьбы, на базе местного минерального источника, в 1922 году А.А.Борисов основал курорт «Солониха» и был первым его управляющим. Это был первый курорт на Севере.

Сегодня бальнеогрязевой санаторий «Солониха» известен далеко за пределами района.

Красноборцы гордятся своим знаменитым земляком и бережно хранят память о нём.

В 1974 году в Красноборске был установлен бюст художника, его именем названа улица, в Красноборском историко-мемориальном и художественном музее им. С.И. Тупицына открыт Борисовский зал, фонд которого насчитывает более 400 единиц хранения: 27 живописных полотен, фотографии, документы, личные вещи.

Картины А. А. Борисова занимают почётное место в экспозициях музеев Архангельска Великого Устюга, Вологды и Нарьян-Мара.

«Много лет прошло уже с тех пор,
Полюбил весь Север наш сосновый бор.
О Борисове он память бережет,
Жил и будет жить художник-патриот».

 

В 30 километрах от Красноборска, в Пермогорье, родился Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926 гг.) - известный русский живописец и график первой четверти ХХ века, педагог, профессор Академии художеств.

Красноборск – родина основателя Велико-Устюгского музея, художника Николая Егоровича Бекряшева.

Бережным хранителем и продолжателем традиций северного фольклора, ярким исполнителем – гармонистом, создавшим свой образ народного музыканта, был наш земляк, выпускник Красноборской музыкальной школы, Заслуженный артист России Сергей Леонидович Сметанин. В память о талантливом исполнителе-виртуозе с 2006 года проводится, ставший уже традиционным, фестиваль гармони «Сметанинские встречи». В течение шести последних лет фестиваль входит в проект Правительства Архангельской области «Созвездие Северных фестивалей» и поддерживается Министерством Культуры РФ через ФЦП «Культура России». С 2013 года он приобрёл статус международного.

Фестиваль - это хорошая площадка для творческого общения посредством проведения конкурсов, мастер-классов, конференций. Это и большая возможность приобщения жителей и гостей района к своему национальному наследию через творчество ярчайших самобытных и профессиональных исполнителей.

Заметную роль в культурной жизни района играет МУК «Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына». Музей был открыт 5 декабря 1958 года при Красноборской средней школе. Основатель его, учитель истории, краевед Сергей Иванович Тупицын, который на протяжении 30 лет был бессменным хранителем музея. В 1990 году он был преобразован в Красноборский историко-мемориальный и художественный музей. Его фонды насчитывают более 19 тысяч единиц хранения, в т.ч. более 13 тысяч - основной фонд, в который входят коллекции медных самоваров и расписных прялок, старопечатных книг и золотного шитья, произведений живописи и предметов крестьянского быта.

В 1993 году в селе Черевково, на базе школьного музея, был открыт филиал МУК «Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына».

Сегодня при МУК «КИМХМ им. С.И.Тупицына» созданы и активно работают творческие объединения мастеров, художников, литераторов.

В 1999 году при Красноборском историко-мемориальном и художественном музее им. С.И.Тупицына было создано общественное литературное объединение «Красноборье», в которое входят самодеятельные поэты и прозаики – люди разных возрастов и профессий, объединённые любовью к родному краю.

Члены литературного объединения – это не только местные литераторы, но и наши земляки, проживающие за пределами Красноборского района: Юрий Ананьин и Виталий Гладких из Северодвинска, Николай Фуфаев из Владимира, Сергей Кириллов из города Советска Калининградской области.

Председатель литературного объединения «Красноборье» - самодеятельный автор Елена Александровна Пиликина.

Традиционно, один раз в два года, на Красноборской земле проходит Межрегиональный литературный фестиваль «Солонихинские зори», где встречаются поэты, прозаики, журналисты, барды - признанные мастера слова и самодеятельные авторы. Фестиваль нацелен на развитие и популяризацию литературного творчества, открытие и продвижение новых имён, создание среды для творческого общения и профессионального роста самодеятельных авторов. В сентябре 2015 года в пятый раз «Красноборье» принимало у себя участников межрегионального литературного фестиваля «Солонихинские зори», ставшего одним из масштабных и ярких событий литературной жизни Архангельской области. В разные годы гостями фестиваля были члены Союза писателей России: именитые поэтессы Инэль Яшина и Ольга Фокина, руководитель правления Архангельской писательской организации Елена Кузьмина, председатель правления главный редактор областного литературного журнала «Двина» Михаил Попов, главный редактор альманаха «Соловецкое море» Василий Матонин, председатель правления Архангельского регионального отделения СП России, председатель правления Вологодского регионального отделения СП России, поэт Михаил Карачёв, член правления Архангельского отделения Союза писателей России Олег Борисов, известный поэт и журналист Владимир Ноговицын, редактор «Пенсионерской газеты» Александр Ипатов. Благодаря их участию, «Солонихинские зори» стали не только эмоциональным лирическим праздником, но и школой мастерства для тех, кто ступил на тропу творчества.

Результатом творческих исканий красноборцев стал выход в свет литературных сборников: «Красноборье – сторонка родная»(2001г), «Красноборские сказки» (2001 г.), «Признание в любви» (2003 г.), «Одолень-земля» (2005 г.), «Земные радости» (2009 г.), «Отзвуки души» (2011 г.), «Духовный причал» (2014 г.).

В 2001 году администрацией МО «Красноборский муниципальный район» учрежден грант «За вклад в развитие самодеятельного литературного творчества», обладателями которого в разные годы были: Альбина Смирнова, Елена Пиликина, Алексей Пейпонин, Виталий Гладких, Сергей Кириллов, Николай Фуфаев.

Творчество самодеятельных авторов Красноборья близко и понятно нашим читателям. И каждая встреча с автором, организованная в муниципальных библиотеках района - литературный вечер, авторская встреча, презентация сборника, является праздником их души.

Визитной карточкой Красноборья является песня «Красноборье – сторонка родная», слова самодеятельного поэта Александра Жгилёва, музыка Марии Вишняковой в исполнении Красноборского народного фольклорного хора. В ней признание любви к Красноборью, восхищение и преклонение перед красотой и величием родной природы, перед щедростью и открытостью души живущих здесь людей.

«Красноборье – сторонка родная,

Наше царство лесов и полей.

Нет на свете дороже нам края,

Ничего нет на свете милей.»


08 февраля 2017, 10:36 Краеведение 0    1088 0


Комментарии (0)